Фондовые рынки промышленно развитых стран, в том числе США, достигают этим летом всё новых и новых максимумов. Резко контрастирует с этим успехами, однако, реальная экономическая динамика. На значительную и всё углубляющуюся рецессию указывает масштабный спад сырьевых цен.
Начиная с 2011 г., стоимость железной руды уменьшилась на три четверти. Очень значительно обесценились цинковые и медные руды, а сейчас их стремительно «догоняет» алюминий. Большую роль в этом процессе играет намерение КНР реализовать излишние запасы «крылатого металла». На эту страну приходится до 2/5 всемирного спроса на промышленный металл всех видов, а потому проблемы в её экономике незамедлительно приводят к отрицательным явлениям на сырьевом рынке.
На Лондонской фондовой бирже с начала этого года шесть из десяти «лидирующих» по спаду котировок компаний относятся к сырьевому сектору. Правление канадского национального банка откровенно характеризует нынешнее падение сырьевых цен как «жестокое». Оно уже привело к ослаблению курса канадского доллара относительно доллара США. Последовавшая реакция финансовых властей страны кленового листа – понижение ключевой ставки – провоцирует спекулятивный рост цен на сырьё. То же самое, по сути, происходит и в Австралии. Долг страны почти вплотную подошёл к 3/5 её валового продукта, а отрицательное внешнеторговое сальдо превысило четыре миллиарда долларов.
Более того, ожидается, что разрыв между экспортными доходами и расходами на импорт только увеличится, поскольку цены на ключевые товары австралийского производства – каменный уголь и железную руду – и в дальнейшем будут снижаться.
Данные на середину августа 2015 года также не внушают оптимизма. Нефть сейчас достигла минимальной за шесть лет стоимости, дешевеет и медь. В Японии программа стимулирования финансовой активности, закачивание денег в банковскую систему привели, правда, к подъёму фондовых индексов. Однако учитывая отсутствие реальной основы для такого подъёма, назвать его иначе как спекулятивным нельзя. Спад реального сектора пока ещё не успел серьёзно повлиять на финансовые операции. Основные игроки фондовых рынков работают на повышение, рассчитывая, что очередные вливания по-прежнему будут помогать восхождению индексов. Французский валовый продукт за второй квартал не увеличился, немецкий – возрос на четыре десятых процента (то есть в реальном измерении, с учётом инфляции, даже сократился).
Среди европейских государств наихудшую динамику сейчас демонстрирует Австрия. До конца года её суммарный долг достигнет почти 90% валового продукта (на конец 2014 г. – «только» 74%). За пределами ЕС наиболее вероятно возникновение проблем в Таиланде, Мексике, Малайзии, Турции, ЮАР, Индонезии. Валюты этих стран очень сильно снизили свои курсы по отношению к доллару США.